Интонация Владимира Путина, конечно, обладает заразительным эффектом - нынче даже иные главы муниципальных образований на встречах с население нет-нет да позволяют себе эту слабость.
Содержательно доклад Дмитрия Анатольевича ничего революционного не нес. Да и мог ли, спустя пять дней после президентской «Прямой линии»? Премьер лишь подытожил работу своего ведомства, представлявшую собой сумму обсуждений текущих проблем и планов на будущее.
Серьезно что-либо спрашивать с института, который сам по себе ничего не решает во внутренней политике, заведомо не представлялось разумным. Но изобразить сотрудничество в очередной раз получилось на ура. Что депутаты и засвидетельствовали бурными аплодисментами в финале.
Впрочем, как ни странно, но заинтриговать Дмитрий Анатольевич все же сумел. В частности, наибольшего внимания из всего доклада заслуживает, конечно, тезис премьера о благотворности влияния западных санкций на экономику России. Особенно в части повышения ее конкурентноспособности.
Перечислив все очевидные минусы, которые принесла России недружественная политика «партнеров», Дмитрий Анатольевич, опять же вслед за своим старшим товарищем, заметил, что эти трудности должны помочь России решить «ряд накопившихся проблем» в экономике.
Правда, увы, не стал останавливаться на этом моменте настолько подробно, насколько он того заслуживает. А заслуживает как минимум отдельного доклада.
В беседе с обозревателем KM.RU политолог, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов также обратил внимание на один из ключевых тезисов прозвучавшего в стенах Госдумы доклада главы Правительства:
- Санкции - это, конечно, не подарок. Сейчас они достаточно болезненно отражаются на российской экономике, хотя и не катастрофически. Однако, если мы посмотрим на эту проблему в стратегической перспективе, то увидим, что они действительно во многом могут помочь России стать подлинно суверенной. Не только политически, но также экономически и социально.
Введенные Западом санкции неизбежно обеспечат определенную автаркию (способность к самообеспечению - прим. KM.RU) даже в условиях колоссального международного, прежде всего западного, давления. И с этой точки зрения Соединенным Штатами Америки и им союзникам нам следует сказать спасибо. Мы ведь пусть и невольно, но все же начали слезать с нефтяной иглы, начали шевелиться, искать варианты диверсификации экономики, начали искать варианты импортозамещения.
Конечно, решать эти задачи не так-то посто. Мешает инерция предыдущих лет, привычка существования в условиях сырьевого преимущества. Однако, нельзя не замечать признаки оживления инновационной составляющая экономики. Мы постепенно поворачиваемся в сторону технологий, наши специалисты ведут серьезные разработки, причем это касается не только вооружений.
Так что в вопросе влияния международных санкций на экономику России я скорее оптимист, нежели пессимист. По крайней мере, есть основания надеяться, что хотя бы частично России диверсифицировать свою экономику удастся.
- Нужно ли для этого человеку, который де-факто ничего не решает в современной политике отчитываться перед теми, кто, как говорят в народе, лишь штампует спускаемые сверху законы?
- Это в первую очередь имиджевое мероприятие. Я бы увязал данную встречу с прошедшей незадолго до нее «Прямой линией» Владимира Путина. Если прямое общение главы государства с народом представляло собой пиар избранного им стратегического курса, то общение Дмитрия Медведева с депутатами Государственной Думы - это уже скорее пиар конкретных органов государственной власти, которые ассистируют президенту в проведении его внутренней и внешней политики, в ее экономической составляющей.
Данный формат призван продемонстрировать, во-первых, определенную верность Правительства избранной президентом линии, а во-вторых собственную значимость федеральных органов как институтов пусть и менее полномочных, нежели сам глава государства, но, тем не менее, также оказывающих влияние на политику и на экономику.