ФЕОДАЛЬНАЯ   РОССИЯ  ?

Категории раздела

СТАТЬИ [6]
СТАТЬИ
ЭКОНОМИКА [158]
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТИКА [33]
ПОЛИТИКА
КУЛЬТУРА [3]
КУЛЬТУРА
ИСТОРИЯ [95]
ИСТОРИЯ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ [257]
ЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ [0]
ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ [8]
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ИЗ АРХИВОВ [3]
ИЗ АРХИВОВ
НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА [55]
НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА
НОВОСТИ МИРА [31]
НОВОСТИ МИРА
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ [16]
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ
ВОЙНЫ [11]
ВОЙНЫ
КРИМИНАЛ [16]
КРИМИНАЛ
ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ [6]
ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ОБОРОНА [29]
ОБОРОНА
АРМИЯ [17]
АРМИЯ
ВЫРОЖДЕНИЕ [61]
ВЫРОЖДЕНИЕ...
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО [1]
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
РЕМЕСЛА [0]
РЕМЕСЛА
"БЕЗНАДЕГА" [22]
СЛУЧАИ ОТЧАЯНИЯ ЛЮДЕЙ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА [9]
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
НАУКА [4]
НАУКА
МАЛЫЙ БИЗНЕС [4]
МАЛЫЙ БИЗНЕС
СРЕДНИЙ БИЗНЕС [0]
СРЕДНИЙ БИЗНЕС
КРУПНЫЙ БИЗНЕС [5]
КРУПНЫЙ БИЗНЕС
ВЛАСТЬ [5]
ВЛАСТЬ
ОБЩЕСТВО [6]
ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ [1]
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ
НАШЕ [11]
ДОСТИЖЕНИЯ В РОССИИ И СОЮЗЕ

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Flag Counter

     
     
Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » Минфин предлагает взыскать с добывающих компаний 1,6 трлн рублей дополнительных налогов
07:32
Минфин предлагает взыскать с добывающих компаний 1,6 трлн рублей дополнительных налогов
http://svpressa.ru/economy/article/132272/
21 сентября 16:34
Раскулачивание «нефтянки»
Андрей Полунин    
Минфин предложил увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Об этом сообщает «Коммерсант». Речь идет об изменения схемы расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти. Согласно прогнозам ведомства, в этом случае дополнительные доходы федерального бюджета в 2016 году могут составить 609 млрд рублей, в 2017 году — 525 млрд, а в 2018 году — 476 млрд.
По Минфину, получить за три года 1,6 трлн рублей дополнительных доходов в федеральной бюджет довольно просто. Достаточно при расчете НДПИ определять так называемый вычет — минимальный необлагаемый налогами уровень цены на нефть (сейчас он составляет $15) — с помощью некого условного курса рубля к доллару. Так, в 2016 году предлагается применять средний курс 2014 года, индексированный на инфляцию 2015 года, — 43,8 рублей за доллар. Что, понятно, ощутимо ниже текущего курса. В итоге этих манипуляций, реальная рублевая ставка НДПИ вырастет.

Раскулачивание «нефтянки»
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Но интересна даже не эта бухгалтерская казуистика, а «моральные основания» предложения Минфина. Ведомство утверждает, что благодаря девальвации рубля в конце 2014 года, российские нефтекомпании оказались сейчас в супер-комфортных условиях. Их налоги существенно снизились, а рублевые затраты на добычу остались прежними. В итоге, нефтекомпании РФ сейчас чувствуют себя — с точки зрения налоговой нагрузки — даже лучше, чем при цене нефти $90 за баррель.

И это в ситуации, когда Минфин лезет из кожи вон, чтобы изыскать источники для покрытия дефицита. Между тем, дополнительные 400−500 млрд рублей доходов бюджета в год позволяют сохранить хотя бы часть средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), иначе все резервы могут быть исчерпаны уже к 2018 году.

Казалось бы, идея изъять «девальвационные» доходы нефтяников — правильная. Но сами нефтекомпании с ней, разумеется, категорически не согласны. И апеллируют они к президенту Владимиру Путину, который в декабре 2014 года пообещал в послании к Федеральному собранию не ухудшать налоговых условий до 2018 года. Да и глава Минфина Антон Силуанов еще в июне говорил, что в ближайшие три года налоговая нагрузка на бизнес расти не должна.

Есть и чисто экономический довод не в пользу новации Минфина. Увеличение налоговой нагрузки на нефтяников неизбежно приведет к сокращению инвестиций внутри отрасли. В перспективе это чревато и сокращением добычи углеводородов.

Поддержит ли правительство инициативу Минфина, что реально можно сделать на дополнительные «нефтяные» деньги?

— Налоговое бремя нефтяных компаний действительно уменьшилось из-за ослабления рубля, — считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Нефтяники получают выручку в долларах, а добычу оплачивают рублями. Однако я бы не преувеличивал эффект «девальвационной прибыли». Хотя бы потому, что значительную часть сервисного оборудования нефтяники покупают за валюту. К тому же в целом положение отрасли в последнее время ухудшилось: антироссийские санкции затруднили доступ нефтекомпаний к внешнему финансированию, поэтому в большинство проектов им приходится инвестировать из собственных средств. При таком раскладе, понятно, много денег не бывает.

Тем не менее, ситуация требует, чтобы доходы от «нефтянки» были увеличены и инвестированы в социальные обязательства. С точки зрения правительства РФ, если обвалится социалка, кабмину будет уже не до спасения нефтекомпаний. Да и сохранение средств Резервного фонда и ФНБ — тоже правильный приоритет.

Именно поэтому я считаю, что увеличение налогообложения в нефтяной отрасли все же произойдет. Вопрос только, в каком формате это будет сделано.

Напомню, изначально планировалось, что правительство будет повышать НДПИ на нефть, но одновременно — снижать экспортную пошлину. Это позволяло сместить упор в сфере налогообложения с экспорта на добычу. Но сейчас, думаю, эти планы будут скорректированы, и экспортные пошлины снижаться не будут, несмотря на рост НДПИ.

«СП»: — Что реально позволяют дополнительные «нефтяные» деньги?

— Дефицит бюджета в 2016 году, исходя из базовых проектировок Минфина, может превысить 1 трлн рублей. В теории, весь этот дефицит можно перекрыть за счет жесткого варианта налогообложения нефтяной отрасли. Но, скорее, речь будет идти о повышении налогов на «нефтянку» на дополнительные 300−500 млрд рублей в год.

Это поможет смягчить падение российской экономики, а главное — избежать полноформатного секвестра бюджета. Дополнительных «нефтяных» денег будет достаточно, чтобы спокойно пройти выборы в Госдуму 2016 года и президентские выборы 2018-го. Пройти без серьезных потерь вроде снижения пенсионных обязательств, или отказа от индексации пенсий, или даже без повышения пенсионного возраста уже с 2016 года.

На мой взгляд, логика в повышении налоговой нагрузки на нефтяников присутствует. Это поможет стране пережить тяжелый экономический период. А в перспективе, инструменты дополнительного инвестирования отрасли могут снова заработать, если будут сняты санкционные ограничения. Это значит, «нефтянка» наверстает потери в развитии, на которые придется пойти сегодня.

— Если исходить из текущего момента, с точки зрения Минфина, все экспортеры получают сейчас преимущества за счет девальвации рубля, — отмечает доктор экономических наук, декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина. — Но это — краткосрочная ситуация. Если исходить из «коротких» интересов, с нефтяников действительно можно что-то взять дополнительно.

Но надо понимать и другое: нефтяная отрасль очень капиталоемкая. В ней большие инвестиции, они высокорискованные, и притом долго окупаются. Повышение налогов приведет к тому, что нефтяники не будут инвестировать в разведку и разработку новых месторождений. В конечном итоге, это приведет к тому, что через несколько лет добыча упадет.

Словом, если исходить из долгосрочных интересов, нефтяную отрасль трогать не следует. Однако в России краткосрочные интересы зачастую преобладают.

«СП»: — Ваш прогноз: пойдет ли правительство на увеличение налогов на «нефтянку»?

— Я понимаю трудности, с которыми правительство сталкивается, когда проектирует бюджет. Социальные обязательства необходимо финансировать, а для этого нужно изыскивать деньги. Взять эти деньги, кроме как с крупных производителей — тех же нефтяников — неоткуда. Поэтому весьма вероятно, что предложение Минфина будет в той или иной степени одобрено…

— Если правительство поддержит Минфин, нефтяная отрасль полностью лишится инвестиций, — уверен зампредседателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам Владимир Рудашевский. — Это означает, что уже с 2016 года дебет нефтяных скважин начнет сокращаться. На мой взгляд, резать курицу, которая несет золотые яйца — не лучший вариант для спасения бюджета.

По замыслу Минфина, нефтяники должны дополнительно выплачивать в бюджет примерно по 0,5 трлн рублей в год — в течение трех лет. Должен сказать, это гораздо больше того объема инвестиций, который нефтекомпании планировали привлечь в ближайшие годы. Другими словами, это очень немалые суммы, которые могли бы пойти на развитие.

В предложении Минфина есть и еще один отрицательный момент: ведомство вносит нестабильность в налоговую систему. Между тем, незыблемые правила игры в налоговой сфере — залог того, что система будет работать, а налоги — уплачиваться вовремя.

«СП»: — Все крупнейшие российские нефтекомпании более чем на 50% принадлежат государству. Получается, государство вправе само решать, по какой схеме забрать нынешнюю «девальвационную прибыль» — через налоги или через дивиденды. Разве нет?

— Конечно, это право государства. Но, с другой стороны, не следует забывать, что нефтяные компании — одни из основных поставщиков доходов бюджета. Раз так — с ними следует обращаться аккуратно. Я лично не сомневаюсь, что тот же президент «Роснефти» Игорь Сечин приложит максимум усилий, чтобы инициативу Минфина блокировать…


 
Категория: ЭКОНОМИКА | Просмотров: 566 | Добавил: feodor | Теги: Елена Телегина, Дмитрий Абзалов, НДПИ, Владимир Рудашевский, Нефтяная отрасль, налог, минфин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Россия Феодальная

    Создайте свою визитку