Статистика |
|---|
Онлайн всего: 14 Гостей: 14 Пользователей: 0 |
|
11:59 Движение багаудов. (продолжение) |
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1343708124
начало см. НА
Дмитрев А. Д.
Текст приводится по изданию: «Вестник древней истории». 1940 г. №3—4. С. 101—114.
В электронной публикации постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную.
............
Максимиан старался искоренить в Галлии всякий дух неповиновения и своеволия, чтобы впредь предотвратить всякую возможность повторения революции багаудов. Рикций Вар отправлял на казнь всех, кто казался ему почему-либо опасным и подозрительным. Более всего пугало Максимиана настроение солдат. Боялись заговоров в частях войск и искали мятежников среди солдат. По всем главнейшим городам и крепостям Галлии была произведена основательная чистка гарнизонов. Иногда экзекуции и казни военных совершались в массовых размерах. Казнили зараз по 200—300 человек33. Два поражения багаудов (273 и 286 гг.) и массовый террор повели к упадку движения. Разгромленные, обескровленные и зверски замученные багауды долгое время не пытались поднять всеобщее восстание. В течение IV в. таких восстаний, по-видимому, не было, во всяком случае наши источники ничего не говорят о них. Но багауды и «багаудия» не были уничтожены, как не были уничтожены и причины, порождавшие их. Классовая борьба порабощенных масс продолжалась, только она приняла форму партизанской борьбы. Скрываясь в лесах, горах и среди болот, затравленные, как дикие звери, голодные и нищие багауды вели свою революционную борьбу. Они были по-прежнему страшны и грозны для галло-римских магнатов. Часто большие отряды выходили из своих убежищ и обрушивались на замки и поместья богачей. Они врывались внезапно в магнатские поместья и, находя там сочувствие среди сотен колонов и рабов, поджигали виллы и дома, убивали господ, забирали в амбарах хлеб, а в складах — оружие, драгоценности и ткани.
Римское правительство было бессильно ликвидировать такую партизанскую борьбу. Отрывочные сведения источников дают нам возможность, заключить, что во второй половине IV в. движение багаудов стало снова возрастать. Мамертин прославляет императора Юлиана (361—363) между прочим и за то, что, будучи правителем Галлии, он обуздал «наглых разбойников», действовавших во многих областях34. Однако немного позднее, при императоре Валентиниане I, в 368—370 гг., движение багаудов вновь приняло большие размеры. «Между тем в Галлии, — пишет Аммиан Марцелиан (XXVIII, 2, 10), — наглый разбой все усиливался на всеобщую гибель. Особенно стали небезопасны большие дороги, и все, что обещало какую-нибудь поживу, расхищалось самым дерзким способом».
Новый подъем революции багаудов относится к V в. Галлия в это время переживала исключительные бедствия. Постоянные вторжения варваров и войны против них, непомерные налоги и повинности совершенно подорвали экономическое благосостояние широких кругов населения. Хуже с. 112 всего, конечно, приходилось низшим классам населения, в особенности сельским жителям-колонам, рабам и мелким собственникам. Положение мелких собственников в V в. сделалось действительно невыносимым. Разлагавшееся римское государство давило на них всею тяжестью податного бремени и высасывало из них последние соки. Налоги становились все тяжелее и собирались с исключительной жестокостью. Если верить показаниям некоторых писателей, Галлия в V в. обеднела от налогов. Уже в IV в. мы встречаем упоминания о снятии с жителей Галлии недоимок, накопившихся за целый ряд лет35.
Аммиан Марцеллиан (XVI, 5), говоря о том, что Юлиан понизил в Галлии поземельный налог, прямо выражается, что Галлия не могла более дышать под таким бременем. Сидоний Аполлинарий много раз говорит о тяжести налогов36. К этому присоединялись злоупотребления и взяточничество чиновников фиска. Самые горькие упреки Сальвиана направлены против сборщиков податей (exactores) и против того, что он называет vis exactionis (De gub. Dei, V, 17—29).
Развитие патроциния еще усугубляло тяжелое положение мелких собственников. Сальвиан говорит об алчных патронах, превращавших свободных земледельцев в своих рабов. Многие бедняки, — пишет он, задушенные налогами и материальной нуждой, «оставляют свои огородишки и домишки, чтобы спастись от притеснений, и, поставленные в безвыходное положение, они обращаются к последнему средству. Они отдают себя под покровительство и защиту богатых, делаются их рабами (dedititii) и, так сказать, предают себя их власти и суду… Своим покровительством те грабят бедных и, защищая несчастных, делают их тем еще более несчастными». Ставши колонами богачей, бедные «налагают на себя ярмо и доводятся до такой крайности, что теряют и права, и имущество, и состояние… и, лишаясь всего, лишаются и собственности, и права свободы… люди свободные обращаются в рабов» (V, 4—9).
В такой обстановке движение багаудов приобрело огромную силу и широкий размах.
Целые провинции, по выражению Проспера, «посвящались в багауды»37 и поднимали знамя восстания против римских обанкротившихся властей. Храбрые революционеры-багауды стали теперь основной силой в освободительной антиримской борьбе. Основную массу багаудов составляли и теперь rusticani — сельские колоны и рабы. На них стали опираться галльские патриоты в своей антиримской борьбе.
Первая мощная волна революции багаудов, слившейся с национально-освободительной борьбой, падает на 408—411 гг. В это время восстание рабов и колонов бушевало почти по всей Галлии. Одновременно против римского ига восстало свободное население той части Галлии, которая называлась Арморикой. «Вся Арморика, — пишет Зосим (VI, 5) — и многие галльские провинции, взяв в руки оружие, начали мужественно сражаться во имя собственных интересов, освободили свои города от варваров, изгнали римских чиновников и установили подходящее для себя правительство». В Арморике была провозглашена независимая от Рима федерация городов. Это была очень обширная область, которая заключала в себе пять провинций — две Аквитании и три Лионских провинции — и до сорока девяти городов38. Современники называли восставших армориканцев багаудами39, и императорские эдикты, относящиеся к этому с. 113 времени, также не делали различия между багаудами и отпавшими армориканцами. Так, например, указ императора Гонория (395—423) от 409 г. (Cod. Theod., IX, 21, 1) запрещает давать детей на воспитание в отпавшие от империи области и жителей таких областей называет багаудами, «ибо по их действиям обнаруживается, что они сопричислили себя к разбойникам».
Однако власть в независимой армориканской федерации принадлежала рабовладельцам-эксплуататорам. Поэтому в Арморике не было и не могло быть социального мира. Рабы и колоны не получили свободы и поэтому продолжали борьбу. На протяжении трех лет рабы и колоны поднимали в Арморике частые восстания и сотрясали угнетавшее их господство эксплуататоров. В многих армориканских городах, по-видимому, кипела классовая борьба, и власть, возможно, переходила на время даже в руки рабов40. Последние, однако, не могли удержать власть в своих руках и укрепить свое господство. Эта классовая борьба облегчала римскому правительству борьбу с отпавшими областями. Вероятно, в 412 г. федерация армориканцев была уничтожена, и тогда же с помощью вестготов было подавлено восстание рабов.
Вторая мощная волна революции багаудов падает на 435—437 гг. В эти годы движение багаудов опять приняло характер всеобщего восстания рабов и опять совпало с подъемом национально-освободительной борьбы. В хронике Проспера под 435 г. читаем, что в это время Трансальпийская Галлия отпала от Рима, причем вождем восстания был некий Тибато. Вместе с тем хроникер отмечает, что в это время «почти все рабы Галлии взялись за оружие и присоединились к багаудам»41. Против восставших сначала действовал будущий император Майориан. Он вел крупные бои на Сене, на Луаре и на реке Алье, левом притоке Луары. Однако все его попытки подавить восстание были неудачны. Только в 437 г. главнокомандующему военными силами Западной империи Аэцию удалось захватить Тибато и на время подавить движение42. Затем движение багаудов в Арморике снова возобновилось. В 448 г. здесь происходило большое восстание. К багаудам в это время примкнули и недовольные римской властью демократические группы свободного населения. Некий врач Евдоксий в источниках называется тайным руководителем багаудов. Он принимал участие в восстании, а потом бежал к Аттиле43. В это время против багаудов действовал вождь вторгнувшихся в Галлию аланов, по имени Гохар, или Гоар, которого наши источники называют «самым свирепым» королем. Он получил от Аэция поручение подавить восстание в Арморике и открыл военные действия против багаудов и их союзников. Вероятно, к 451 г. римскому правительству удалось окончательно подать восстание, так как в этом году Арморика боролась на стороне Аэция против вторгнувшегося Аттилы.
с. 114 К половине V в. движение багаудов распространилось и в северной Испании. Испанские багауды в своей основной массе также состояли рабов и колонов. В конкретных условиях распада римского государства и вторжения германских племен народные массы Испании также переживали большие бедствия, которые усугублялись продолжительным хозяйничаньем варваров в угнетенной стране. Поэтому и здесь к восстанию багаудов присоединялось свободное население городов и деревень, стремившееся к освобождению от римского и варварского гнета и к независимой политической жизни. У нас имеется целый ряд отрывочных указаний на то, как вестготские короли совместно с римским правительством на протяжении многих лет душили героическую борьбу испанских багаудов.
В хронике Идатия под 441 г. читаем: «Астурий, начальник военных сил в Галлии, посланный в Испанию, избивает множество таррагонских багаудов». Очевидно, Таррагона, один из самых крупных городов римской Испании, сделался центром революционного движения багаудов. Другим таким центром была Арациола (Araciola), современная Наварра, область басков, которые и после своего покорения сохраняли любовь к свободе, храбрость и жажду мести. В хронике Идатия под 443 г. читаем: «К Астурию, начальнику того и другого войска, посылается в качестве преемника зять его Меробавд… За короткое время своей власти он сокрушает надменность арацеллитанских багаудов». Продолжавшийся гнет римских чиновников давал испанским багаудам все новых и новых приверженцев. Поэтому багауды оставались непобедимыми. Они сделались настолько сильны, что образовали целые союзы и федерации для борьбы против римского и варварского ига. В хронике Идатия под 449 г. читаем: «Базилий в доказательство своего отменного дерзновения убивает багаудов, объединенных в союз, когда они собрались в Тириассонской церкви».
Разлагавшаяся империя, неспособная справиться с движением багаудов, обратилась к помощи вестготов, которые в 454 г. разгромили главнейший центр багаудов — Таррагону. «Фредерик, брат короля Теодориха, — читаем мы в хронике, — избивает таррагонских багаудов на основании приказа Рима».
Но и после этого разгрома испанские багауды еще долгое время затрудняют римских и вестготских полководцев. В 458—460 гг. император Майориан предпринял военный поход в Испанию и действовал там против багаудов. А по истечении тридцати слишком лет, когда вестготы уничтожили уже последние остатки римского верховенства, багауды Таррагонии восстали против вестготского короля Алариха II (484—507). Это восстание вспыхнуло во время войны вестготов с франками и, вероятно, приняло большие размеры. К сожалению, подробных сведений о нем мы не имеем, Известно только, что подавление восстания стоило Алариху II огромного напряжения и что ему удалось захватить в плен вождя багаудов Бурдурелла (Burdurellus). Последний был привезен в Тулузу и там казнен в 498 г.44. На этом заканчиваются наши сведения о багаудах.
стр.
Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
для печати
A–
A
A+
НЕ ПЕРЕН.
≡
T0
T1
T2
T3
T4
T5
ПРИМЕЧАНИЯ
1Paneg. lat., IV, 4: latrocinio Bagaudicae rebellionis obsessa…
2Aur. Vict., De Caes., XXXIX, 17: «excita manu agrestium ac latronum quos Bagaudas incolae vocant».
3Oros., Adversum paganos hist., VII, 25: «collecta rusticano manu, quos Bagaudas vocabant».
4Salvian, De gubernatione dei, V, 6.
5SHA, Commod., 16, 2: «desertores innumeri Gallias tunc vexabant».
6Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, Партиздат, 1937, стр. 142.
7SHA, Sever., 65; Niger., 75.
8Dio Cass., LXX, 5; C. Jullian, Histoire de la Gaule, t. IV, стр. 515.
9CIL, II, 4114; SHA, Sever. 12, 1, 3; Herod., III, 7, 1.
10CIL, III, 10471—73; Dessau, Inscriptiones latinae selectae, 1153.
11Dig. I, 18, 13 pr., Ulpian, c. VII — De officio proconsulis.
12Paneg. lat. ., VIII, 2, 4: «divum Claudium ad recuperandas Gallias primi sollicitaverunt».
13Евмений, знаменитый ритор III в. (260—311), был профессором красноречия в Августодуне и секретарем Констанция I Хлора (293—306). Когда в 296—297 гг. Констанций Хлор восстановил Августодун и его знаменитые школы (scholae Mochianae), Евмений произнес по этому случаю одну из самых блестящих своих речей (Pro restaurandis scholis oratio).
14Auson., Parent., IV: «Arborium aeduico ductum de stemmate nomen Complexum multas nobilitate domus…»
15SHA, Aurelian., 32, 3; Oros., VII, 22; Ср. Aur. Vict., De Caes., XXXV, 4; C. Jullian, Histoire de le Gaule, t. IV.
16Aur. Vict., De Caes., XXXV.
17Aur. Vict., De Caes., XXXV: «Nam Tetricus, quum Faustini praesidiis dolo corruptis militibus plerumque peteretur, Aureliani per litteras praesidium imploraverat».
18Eutrop., IX, 13: «Quin etiam per occultas litteras Aurelianum ita fuerat deprecatus, ut inter alia versu virgiliano uteretur: “Eripe me his, invicte, malis”». Ср. Oros., VII, 23.
19Шалон был известен в римское время под именем Catalaunum или Durocatalanum. Ср. Eutrop., IX, 15; Eumen., Panegyr. ad Constantin., IV.
20Aur. Vict., De Caes., XXV: «uti rectore nullo solet, turbati ordines oppressi sunt».
21Pacatori et restitutori orbis, imperatori Caesari Aureliano. Allmer, Inscriptions antiques de Vienne, стр. 31.
22Mamertyni panegyr. Maximiano, 4, Panegyr. lat., ed. Bachrens. Lipsiae, 1911, стр. 265: «an non illud malum simile monstrorum biformium in hisce terris fuit…»
23См. у Mionnet’а и Eckhel’я монеты Аманда.
24Rerum gallicarum et francicarum scriptores, III. — Vita s. Baboleni, стр. 569.
25Legio felix, см. список легионов у Brottier et J. Lipse, Militia romanorum. Ср. Fortunat, Carm., VIII, 4; Gregor. Turon., Glor. martyr., 1, 75; Acta s. Mauricii, praefatio.
26Октодурум — нынешний город Мартиньи в кантоне Валлис, в Швейцарии.
27Agaunum — теперь город С.-Морис в Швейцарии, на реке Роне.
28Vita s. Baboleni: «Amandus et Helianus christianae cultores fidei nolebant romanis principibus sacrilegis subdi».
29Aur. Vict., De Caes., XXXIX; ср. Oros., Hist., VII, 25: «facile agrestium hominum imperitam et confusam manum militari virtute composuit».
30Vita s. Baboleni: «Tunc Caesar inde progrediens, tamdiu obsidione illud terra et aqua circumdedit, quosque post diuturna tempora illud cum habitationibus cepit, quos ferro et igni occidit».
31Там же. См. Rerum gallicarum et francicarum scriptores, III, стр. 569.
32Am. Thierry, Histoire de la Gaule. Paris, 1840, t. III, стр. 24—27, где приведено много рассказов из Acta sanctorum.
33Ibid., стр. 27.
34Panegyr. lat., Mamertyni Gratiarum actio de cons. Juliano, 4: «Porro aliae quas a vastitate barbarica terrarum intervalla distulerant judicum nomine a nefariis latronibus obtinebantur».
35Panegyr. lat., Gratiarum actio Constantino, II, 14; Auson., Gratiarum actio, 16.
36Sidon. Apoll., Epist., II, 1; V, 13; VII, 7; Carm. V, 446.
37Prosper., Chron., an. 435: «in Bagaudam conspiravere».
38Notitia dignitatum, Occ. XXXVII.
39Prosper., Chron., an. 435.
40C. Jullian, Hist. de la Gaule, t. VIII, стр. 176 приводит стих из поэмы Рутилия Нуматиана: «et servos famulis non sinit esse suis». В этом стихе содержится прямое указание на революцию рабов в Арморике.
41Prosper., Chron., an. 435: «Gallia ulterior Tibatonem principem rebellionis secuta, a Romana societate discessit: a quo tracto initio, omnia paene Galliarum servitia in Bagaudam conspiravere». Галлия ulterior — это та же Арморика (tractus Armoricanus). В хронике Сигеберта, очевидно, имеются в виду те же события, но район восстания указан ошибочно в Галлии Цизальпийской, а вождь восстания назван Батто. Sigeberti Chron., an. 435: «Gallia citeriore a Battone principe in rebellionem commota, conspiravere in Bagaudam omnia paene Gallorum servitia». См. еще хронику Сигеберта в «Scriptores rerum germanicarum», t. I, ed. 1726: «Gallia citeriore ab Attone principe in rebellationem commota» (вождь восстания здесь назван Аттоном).
42Prosper., Chron., an. 437: «Capto Tibatone, et caeteris seditionis partim principibus vinctis, partim necatis, Bagaudarum commotio conquiescit».
43Prosper., Chron., an. 448: «Eudoxius arte medicus, pravi sed exercitati ingenii, in Bagauda id temporis mota delatus, ad Chunnos confugit».
44CMH, vol. II, стр. 161.
|
|
Просмотров: 1127 |
Добавил: feodor
|
|
Календарь |
|---|
| « Январь 2016 » |
| Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | 1 | 2 | 3 | | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
|